Неточные совпадения
— Успокойся, милая, успокойся! — сказал он, погладив ее еще рукой по заду, и с радостным
сознанием, что лошадь в самом хорошем
состоянии, вышел из денника.
Главные качества Степана Аркадьича, заслужившие ему это общее уважение по службе, состояли, во-первых, в чрезвычайной снисходительности к людям, основанной в нем на
сознании своих недостатков; во-вторых, в совершенной либеральности, не той, про которую он вычитал в газетах, но той, что у него была в крови и с которою он совершенно равно и одинаково относился ко всем людям, какого бы
состояния и звания они ни были, и в-третьих — главное — в совершенном равнодушии к тому делу, которым он занимался, вследствие чего он никогда не увлекался и не делал ошибок.
Он, конечно, не мог, да и не хотел заботиться о своем болезненном
состоянии. Но вся эта беспрерывная тревога и весь этот ужас душевный не могли пройти без последствий. И если он не лежал еще в настоящей горячке, то, может быть, именно потому, что эта внутренняя беспрерывная тревога еще поддерживала его на ногах и в
сознании, но как-то искусственно, до времени.
Согласитесь, что одно
сознание такой истины в
состоянии отравить жизнь.
Фанатика порабощает идея, в которую он верит, она суживает его
сознание, вытесняет очень важные человеческие
состояния; он перестает внутренно владеть собой.
Вопрос ставится о двух
состояниях мира, которые соответствуют двум разным структурам и направлениям
сознания, прежде всего дуализма свободы и необходимости, внутренней соединенности и вражды, смысла и бессмыслицы.
Средненормальное
сознание приспособлено к
состоянию объективированного мира.
Но мир не исчерпывается этим
состоянием, которое есть
состояние падшести, возможно другое
состояние мира, и оно требует иного
сознания.
Я довольно нагляделся, как страшное
сознание крепостного
состояния убивает, отравляет существование дворовых, как оно гнетет, одуряет их душу. Мужики, особенно оброчные, меньше чувствуют личную неволю, они как-то умеют не верить своему полному рабству. Но тут, сидя на грязном залавке передней с утра до ночи или стоя с тарелкой за столом, — нет места сомнению.
В их решении лежало верное
сознание живой души в народе, чутье их было проницательнее их разумения. Они поняли, что современное
состояние России, как бы тягостно ни было, — не смертельная болезнь. И в то время как у Чаадаева слабо мерцает возможность спасения лиц, а не народа — у славян явно проглядывает мысль о гибели лиц, захваченных современной эпохой, и вера в спасение народа.
В действительности, метафизически, я более крайний противник коммунизма, чем представители разных течений эмиграции, по
состоянию своего
сознания коллективистических, признающих примат коллектива, общества и государства над личностью.
Сомнение в оправданности частной собственности, особенно земельной, сомнение в праве судить и наказывать, обличение зла и неправды всякого государства и власти, покаяние в своем привилегированном положении,
сознание вины перед трудовым народом, отвращение к войне и насилию, мечта о братстве людей — все эти
состояния были очень свойственны средней массе русской интеллигенции, они проникли и в высший слой русского общества, захватили даже часть русского чиновничества.
Мы утверждаем, что дано непосредственно универсальное бытие, а не то бытие, которое ограничивается кругом наших субъективных
состояний, замкнутым кругом индивидуальных
состояний нашего
сознания.
Безрелигиозное
сознание мысленно исправляет дело Божье и хвастает, что могло бы лучше сделать, что Богу следовало бы насильственно создать космос, сотворить людей неспособными к злу, сразу привести бытие в то совершенное
состояние, при котором не было бы страдания и смерти, а людей привлекало бы лишь добро.
В действительности, рационалистическое
сознание и опосредственное познание есть лишь болезненное
состояние самого бытия, в нем совершившийся разрыв.
Всякое допущение трансцендентности знания, т. е. предположение, что бытие или отражается в субъекте неверно или верно отражается, для Лосского так же абсурдно, как и предположение, что познание есть лишь
состояние нашего
сознания.
Третий, дуалистический тип решения вопроса о взаимоотношении знания и веры нужно признать господствующим, наиболее соответствующим современному переходному
состоянию человечества и разорванному его
сознанию.
Отвлеченные мысли образуются вследствие способности человека уловить
сознанием в известный момент
состояние души и перенести его в воспоминание.
Разбитая надежда на литературу и неудавшаяся попытка начать службу, — этих двух ударов, которыми оприветствовал Калиновича Петербург, было слишком достаточно, чтобы, соединившись с климатом, свалить его с ног: он заболел нервной горячкой, и первое время болезни, когда был почти в беспамятстве, ему было еще как-то легче, но с возвращением
сознания душевное его
состояние стало доходить по временам до пределов невыносимой тоски.
Я даже находил наслаждение в
сознании этого
состояния и старался удержать его, останавливая все мысли, которые мне приходили в голову, и усиливаясь чего-то бояться.
Во всем ее теле и в
сознании осталось только тягучее, раздражающее, расслабленное
состояние полуобморока.
Одни, те, которым внушено, что они облечены особенным, сверхъестественным значением и величием, так опьяняются этим своим воображаемым величием, что перестают уже видеть свою ответственность в совершаемых ими делах; другие люди, те, которым, напротив, внушается то, что они ничтожные существа, долженствующие во всем покоряться высшим, вследствие этого постоянного
состояния унижения впадают в странное
состояние опьянения подобострастия и под влиянием этого опьянения тоже не видят значения своих поступков и теряют
сознание ответственности в них.
Учение Христа тем отличается от прежних учений, что оно руководит людьми не внешними правилами, а внутренним
сознанием возможности достижения божеского совершенства. И в душе человека находятся не умеренные правила справедливости и филантропии, а идеал полного, бесконечного божеского совершенства. Только стремление к этому совершенству отклоняет направление жизни человека от животного
состояния к божескому настолько, насколько это возможно в этой жизни.
Там внешнее
состояние жестокости и рабства людей было в полном согласии с внутренним
сознанием людей, и каждый шаг вперед увеличивал это согласие; здесь же внешнее
состояние жестокости и рабства находится в полном противоречии с христианским
сознанием людей, и каждый шаг вперед только увеличивает это противоречие.
Невозможно описать того
состояния, в котором я находился в продолжение моей бешеной скачки. Минутами я совсем забывал, куда и зачем еду: оставалось только смутное
сознание, что совершилось что-то непоправимое, нелепое и ужасное, —
сознание, похожее на тяжелую беспричинную тревогу, овладевающую иногда в лихорадочном кошмаре человеком. И в то же время — как это странно! — у меня в голове не переставал дрожать, в такт с лошадиным топотом, гнусавый, разбитый голос слепого лирника...
Ей казалось, что она говорит искренно. Бодрящая свежесть осеннего воздуха, вокзальная суета,
сознание своей красоты, удовольствие чувствовать на себе влюбленный взгляд Боброва — все это наэлектризовало ее до того
состояния, в котором истеричные натуры лгут так вдохновенно, так пленительно и так незаметно для самих себя. С наслаждением любуясь собой в новой роли девицы, жаждущей духовной поддержки, она чувствовала потребность говорить Боброву приятное.
Молчание. Маришка только на мгновение подымает свои большие, когда-то, вероятно, красивые глаза и с изумлением обводит ими кругом ряд суровых или улыбающихся лиц. На одно мгновение в этих глазах вспыхивает искра
сознания, по изможденному, сморщенному лицу пробегает нервная дрожь, и опять Маришка погружается в свое тупое, одеревенелое
состояние, точно она застыла.
Что такое было то новое, что я узнал, я не мог себе дать отчета, но
сознание этого нового
состояния было очень радостно.
Рудин вернулся домой в
состоянии духа смутном и странном. Он досадовал на себя, упрекал себя в непростительной опрометчивости, в мальчишестве. Недаром сказал кто-то: нет ничего тягостнее
сознания только что сделанной глупости.
Всякий может себе представить мое положение: в первое мгновение я потерял
сознание и находился в переходном
состоянии человека между сном и действительностью, когда путаются предметы обоих миров.
«…большое беспокойство, тревожное, тоскливое
состояние, раздражительность, ослабление памяти, иногда галлюцинации и небольшая степень затемнения
сознания…»
Не помня себя, она назначила ему свидание и во все остальное время как бы лишилась
сознания: во всем теле ее был лихорадочный трепет, лицо горело, в глазах было темно, грудь тяжело дышала; но и в этом
состоянии она живо чувствовала присутствие милого человека: не глядя на него, она знала, был ли он в комнате, или нет; не слышавши, она слышала его голос и, как сомнамбула, кажется, чувствовала каждое его движение.
Тяжелая дремота сковывала и томила его. Но, как это всегда бывает с людьми, давно выбившимися из сна, он не мог заснуть сразу. Едва только
сознание его начинало заволакиваться темной, мягкой и сладостной пеленой забвения, как страшный внутренний толчок вдруг подбрасывал его тело. Он со стоном вздрагивал, широко открывал в диком испуге глаза и тотчас же опять погружался в раздражающее переходное
состояние между сном и бодрствованием, похожее на бред, полный грозных видений.
Какое-то полуживотное
состояние, затемнение
сознания, полная разнузданность дурных инстинктов, отсутствие задерживающих нравственных основ.
От жалости и
сознания, что он ничем не может помочь, им овладело то
состояние душевного расслабления, когда он, чтобы избавиться от тяжелого чувства сострадания, готов бывал на всякие жертвы.
Жизнь с забвением смерти и жизнь с
сознанием ежечасного приближения к смерти — два совершенно различные
состояния. Одно близко к животному, другое — к божественному.
Единственное объяснение той безумной жизни, противной
сознанию лучших людей всех времен, которую ведут люди нашего времени, в том, что молодые поколения обучаются бесчисленным самым трудным предметам: о
состоянии небесных тел, о
состоянии земли за миллионы лет, о происхождении организмов и т. п., не обучаются они только тому одному, что всем и всегда нужно: тому, какой смысл человеческой жизни, как надо прожить ее, что думали об этом вопросе и как решили его мудрейшие люди всех веков.
Трансцендентный Бог, многочастно и многообразно открывающийся человеку, заменяется здесь нравственным законом, соответствующим определенному
состоянию греховного человеческого
сознания.
Ошибочно поэтому думать, что вера соответствует лишь детскому
состоянию религиозного
сознания, а в более зрелом возрасте заменяется и вытесняется знанием — философией и наукой (хотя и «духовной»), вообще гнозисом.
Правда, если бы они были последовательней и внимательнее прислушивались бы к логике своего собственного учения, то они могли бы заметить, что и в пределах здешней жизни, при постоянном обновлении материального организма потоком частиц, в него втекающих и из него истекающих, и при постоянной смене психического содержания в
сознании единство и непрерывность жизни установляется только сверхвременным ее началом, связывающим ее отдельные моменты в единое, текучее время; и без этого начала жизнь организма превратилась бы в серию
состояний, постоянно меняющихся и нанизанных как бусы на нитку времени.
Личность, ипостась, не исчерпывается наличным
сознанием, которое есть лишь феномен или модус личности, однако всякое содержание
сознания облечено формой ипостасности, переживается, как
состояние личности.
У Стивы — «чрезвычайная снисходительность к людям, основанная на
сознании своих недостатков». Он «совершенно ровно и одинаково относился ко всем людям, какого бы
состояния и звания они ни были». «Море добродушного веселья всегда волновалось в душе Степана Аркадьевича». Неприятности и недоразумения скатываются с его души, не проникая вглубь, как вода с куска сливочного масла. «Все люди, все человеки, как и мы грешные: из чего злиться и ссориться?» — думает он.
Замечательно, что рабство человека одинаково может быть результатом того, что человек исключительно поглощен своим «я» и сосредоточен на своих
состояниях, не замечая мира и людей, и тем, что человек выброшен исключительно вовне, в объективность мира и теряет
сознание своего «я».
Болезненное
состояние, жар и полу притупленное благодаря ему
сознание, как-то мешали ей глубоко и вдумчиво отнестись к своему несчастью. Прежнее тупое равнодушие и апатия постепенно овладевали ей… Болезнь делала свое дело… Горела голова… Озноб сотрясал все тело… И ни одной ясной последовательной мысли не оставалось, казалось, в мозгу.
Между Богом и человеком стоит человеческое
сознание, экстериоризация и проекция ограниченного
состояния этого
сознания, стоит объективация.
Я вижу три
состояния человека, три структуры
сознания, которые можно обозначить как «господин», «раб» и «свободный».
Трагедия морали в том, что моральное
сознание не может победить жестокости, жадности, зависти, страха, ибо все эти
состояния обладают способностью возрождаться под видом добра.
После этого возможно или движение вверх, в рай сверхсознания, или разложение и падение в адские
состояния, сохраняющие клочья
сознания.
Мы стоим перед основной проблемой: есть ли
сознание — падшее
состояние человека, утеря рая?
Но и эта полукомическая игра в средневековые ордалиидавала известный тон, вырабатывала большее
сознание своего, хотя бы и внешнего, достоинства. Всякий должен был отвечать не только за свои поступки, но и за слова.Оправдания
состоянием опьянения (так частого у буршей) не принимались.